Как экранное время влияет на развитие дошкольника?






В рамках круглого стола «Детская книга как источник идей для образовательного события» на книжной ярмарке non/fictio№26 академик РАО, доктор психологических наук Александр Веракса привел результаты исследований о влиянии гаджетов и цифровых игр на дошкольников.
Свое выступление Веракса начал с того, что в современном мире взрослый вытесняется из взаимодействия с ребёнком, и на смену ему приходит экран.
В подтверждение он привел данные опроса более 4000 родителей из 5 регионов России о том, сколько времени их дети 4-7 лет проводят за экранами, и результаты оказались неутешительными.
Москва — 14,2 ч в неделю
Краснодар — 15,4 ч в неделю
Республика Татарстан — 16,1 ч в неделю
Пермский край — 21,9 ч в неделю
Республика Саха (Якутия) — 31,5 ч в неделю
Отдельно была отмечена связь экранного времени и климата в регионе: чем более суровый климат, тем больше времени дети проводят за экранами.
Пугающая цифра: современный человек к своим 16 годам проводит за экраном 1 год своей жизни.
К сожалению, время проведенное у экрана — это не только потраченные часы человеческой жизни, но и упущенные возможности для развития ребенка.
В частности, выявлена отрицательная связь экранного времени с развитием речи: чем больше времени ребенок проводит перед экраном, тем меньше слов он знает.
«Не нужно питать иллюзий, что можно ребенку что-то развивающее включить, оставить его, и всё будет хорошо. Хорошо не будет.» — А. Веракса
Также губительно увлечение гаджетами влияет на эмоциональное развитие детей: умение понимать свои эмоции и управлять ими снижаются у детей, чье экранное время составляет более 1-1,5 часов в день.
То же касается саморегуляции, т. е. умения управлять своим поведением, ставить и достигать цели.
Массовый опрос детей на тему того, в какие цифровые игры они любят играть, показал, что ни один вид таких игр не способствует развитию таких показателей саморегуляции, как когнитивная гибкость, слухоречевая рабочая память и телесный сдерживающий контроль.
Исследования подтверждают и негативный эффект цифровых игр на детское воображение.
Педагоги знакомы с такими показателями развития воображение, как разработанность, гибкость и оригинальность. Эти показатели оказались сниженными вне зависимости от того, в какой вид игр играли дети: игры на быстроту реакции, симуляторы или логические игры.
Единственное исключение составили стратегические игры, такие как шахматы, шашки, морской бой и т.д., но их нельзя отнести к цифровым играм в традиционном смысле.
Кроме того, они требуют более долгосрочного планирования деятельности игрока, чем другие виды игр, координации и контроля последовательности действий, а также предполагают наличие противника.
Связь развития воображения ребенка с особенностями игрушки выявило еще одно исследование.
Доказано, что играющие с кубиками дети создают более оригинальные и проработанные идеи, чем дети, играющие в игрушки, которые изначально предполагают более конкретный результат.
В то же время только 14% детей, участвовавших в исследовании, считают кубики привлекательной игрушкой. Остальные отмечают, что играть с кубиками сложно, потому что нужно самому что-то придумывать и строить.
Аналогично цифровые игры более привлекательны для детей, так как процесс игры требует меньше усилий со стороны ребенка, но они же и хуже влияют на развитие воображения.
Есть ли способ снизить негативный эффект от использования гаджетов детьми?
Да! И это бумажная книга!
Совместное чтение — самый сильный вид деятельности, который взрослый может организовать с ребенком для развития речи, эмоционального интеллекта и воображения.
Посмотреть полную запись круглого стола с участием Александра Вераксы вы можете по ссылке.