Независимая оценка качества образования
Документы
Результаты оценки качества образования
Принципы проведения оценки качества образования
Независимая оценка качества образовательной деятельности
Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.
Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования.
ПРИНЦИПЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ориентация на формирование единого образовательного пространства. МКДО направлен на обеспечение реализации действующих федеральных нормативно-правовых требований в сфере дошкольного образования на всей территории Российской Федерации всеми организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, вне зависимости от реализуемых образовательных программ, условий образовательной деятельности, особенностей муниципальной и региональной нормативно-правовой базы в сфере регулирования дошкольного образования.
Для этого принципиально важно использовать единый инструментарий МКДО, позволяющий синхронизировать понимание данных требований на всех уровнях управления системой дошкольного образования — институциональном, муниципальном, региональном и федеральном, а также обеспечить регулярную актуализацию инструментария МКДО с учетом изменений в нормативно-правовой базе Российской Федерации.
Ориентация на формирование надежной доказательной базы принятия решений. Системе управления качеством, отвечающей современным требованиям, необходима надежная доказательная база. Управленческие решения о применении тех или иных диагностических, обучающих и воспитательных мероприятий должны опираться на надежные данные, полученные в ходе мониторинга. Такие данные целенаправленно собираются, подвергаются сравнению, обобщению и широкому распространению для использования в интересах воспитанников и других лиц, заинтересованных в дошкольном образовании.
Ориентация на создание развивающей образовательной среды. МКДО исключает внешнюю оценку ДОО на основе достижения его воспитанниками планируемых результатов освоения ООП ДО — развития, обучения, воспитания. В соответствии с положениями ФГОС ДО планируемые результаты, указанные в основной образовательной программе ДОО, являются целевыми ориентирами, которые описывают характеристики возможных достижений ребенка, на развитие которых должна быть направлена образовательная деятельность ДОО.
Достижение целевых ориентиров, обозначенных ФГОС ДО:
– не подлежит непосредственной оценке;
– не является непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
– не является основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей;
– не является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
– не является непосредственным основанием оценки качества образования в ДОО.
Образовательные результаты воспитанников не могут быть включены в какие-либо мониторинговые процедуры, не могут собираться, обрабатываться и анализироваться на надорганизационном уровне. В соответствии с требованиями ФГОС ДО организации могут проводить педагогическую диагностику развития детей, вести педагогические наблюдения за динамикой их образовательных достижений, но не должны предоставлять эти данные кому-либо в целях МКДО.
Ориентация на эффективное развитие дошкольного образования в Российской Федерации. МКДО призван создать информационные условия для повышения эффек-
тивности управления качеством дошкольного образования, сформировать надежную основу эффективного развития ДОО и системы дошкольного образования Российской Федерации в целом. ДОО, участвующая в мониторинге качества дошкольного образования в соответствии с Концепцией МКДО, получит возможность:
– стабильно предоставлять дошкольное образование высокого качества, удовлетворяющее требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и потребностям воспитанников и других лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
– повышать уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг;
– целенаправленно сокращать риски и использовать возможности, связанные с достижением целей организации в контексте внешних и внутренних условий ее образовательной деятельности;
– демонстрировать заинтересованным лицам соответствие установленным требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере дошкольного образования, а также превышение данных требований и достижение превосходного качества дошкольного образования.
Ориентация на непрерывное совершенствование. Для постоянного повышения качества дошкольного образования в Российской Федерации необходимо поддерживать и развивать механизмы совершенствования на всех уровнях: от педагога в детской группе до федеральных органов управления системой образования. В механизмы МКДО закладываются процедуры и инструментарий для сбора данных, необходимых для эффективного совершенствования образования в ДОО, — системы индивидуальной самооценки и получения обратной связи педагогом, процедуры самосовершенствования на уровне педагога, педагогического коллектива и ДОО в целом.
Ориентация на открытость и консенсус. Для совершенствования качества дошкольного образования необходимо объединение усилий всех участников отношений в сфере образования. Данные МКДО должны служить основой профессионального обсуждения рисков и возможностей образовательной системы. Основные данные мониторинга качества дошкольного образования размещаются в открытом доступена сайтах ДОО, на сайтах общественных и общественно-профессиональных органи-
заций, на сайтах операторов по проведению мониторинговых мероприятий, экспертно-аналитических и рейтинговых агентств, на других открытых широкой обществен-
ности ресурсах.
Результаты мониторинга регулярно обсуждаются в педагогических коллективах, в педагогических объединениях и сообществах, в общественно-родительских сооб- ществах, на уровне руководителей образовательных организаций, органов управления системой образования, органов государственной власти и местного самоуправ-
ления, в рамках муниципальных, региональных, межрегиональных и федеральных мероприятий.